Там вриме раздолье, где фрато нет


Образы вримы и фрато в литературной традиции Нимраа.

Практически с самого появления людей в Нимраа два крупных хищника заняли важное место в зарождающейся культуре. Один из них заслужил восхищение и любовь, другой - лютую ненависть. Речь идет о фрато и вриме.
Сейчас уже трудно достоверно описать первые шаги, с которых началось сотрудничество человека и фрато, которое так и не вылилось в настоящее одомашнивание, но продолжается по сей день. Одни исследователи полагают, что обращению с фрато научили людей мары, приручившие этих могучих зверей еще в доисторические времена. Другие историки выдвигают более смелые версии - что фрато, привыкшие к сотрудничеству с фларрами, сами сделали первый шаг, увидев в новых двуногих существах возможных союзников и друзей. Каким бы ни было на самом деле это схождение, несомненно одно - было оно удивительным, и привело к удивительным результатам. Многих животных одомашнил человек - он пользуется их силой, употребляет их мясо в пищу, шьет одежды из их кожи, выводит новые породы для своих нужд. Но фрато - не из этого списка безгласных рабов, он будто и не покидал родных степей, куда может вернуться, разочаровавшись в своем всаднике.
Правду говорят - место на спине фрато не купишь. Так говорят о ценностях, которые не продаются и не покупаются. Происхождение этой поговорки очевидно - ни богач, ни бедняк не сядет на фрато, если тот не позволит. Пожалуй, это единственный случай, когда воля человека вынуждена признать волю зверя, равную своей.
Став верными спутниками воинов и путешественников, фрато обрели славу защитников, и этот образ закрепился за ними в сознании народа. Фрато стал персонажем сказок и легенд, в которых часто выступал символом солнца. В поэзии его нередко называют Аттарам-зверь, или же Аттарэ-зверь, или же Аттарин-зверь (в-зависимости от диалекта), что и означает дословно «Солнце-зверь». В архаичной поэзии встречается также эпитет «степной лев», в память о крупном хищном животном Земли, которое, судя по всему, тоже имело связь с солнечной символикой и было воплощением благородства и мужества.
В первые века новый мир пугал, воспоминания о прошлом обрастали сказочными подробностями, и покинутая Земля стала в памяти народа раем, откуда жестокие боги по неведомой прихоти изгнали людей. Многие искали «дорогу домой». Но были и те, кто видел в Нимраа новый дом, не хуже, а может, и лучше старого. И, что неудивительно, одним из символов любви к новому миру стал фрато.
Один из рапсодов, чье имя история не сохранила, во вступлении к песне о золотом рисе упоминает также фрато, впоследствии эти строки стали знамениты, многие поэты их цитировали - прямо или намеком.

Мир многоцветный, что помнят отцов наших деды,
Родина древняя наша, тебя мы зовем колыбелью.
Слышу: «Земля» - и теплеет в душе моей радость,
Тут же печалью сменяясь. Не видели фрато
Деды в степях твоих милых, средь зелени пышноцветущей.
Путнику, воину, князю нет друга вернее, чем фрато.
Даром богов мы отныне зовем благородного зверя.

Я повернусь к очагу: там, в моей колыбели уютной,
Сын мой, укрыт одеялом из шкуры степного аникра,
Спит. Мне ж мала и тесна она стала, и нынче
Мне в ней не спать безмятежно, укрывшись аникровой шкурой.
Значит, так боги решили, нас в желтые степи отправив:
Стала тесна колыбель - повзрослевшим в нее не вернуться.

В 163-м году, после большой эпидемии, унесшей множество жизней, отчаяние, близкое к безумию, овладело людьми. Те, кто чудом уберегся от лихорадки, кто избежал страшной гибели, какую несли джаваки, пожирающие жертву заживо, - теперь сами малодушно искали смерть в кубке с ядом, веря, что таким образом смогут вернуться на Землю. Но были и другие, выбравшие «путь храбрых» - в одиночку или собрав небольшие отряды, они уходили на поиски дороги, что приведет их на родину предков. Некоторые из них потом возвращались, принося рассказы о диких, неизведанных землях, иные же сгинули без следа, и участь их неизвестна. Песни тех смутных времен полны черной тоски и безысходности, ненависти к новому миру. Лишь редкие светлые голоса звучат над этой темной рекой отчаяния. Так, например, известный поэт той эпохи Альго Ро-Рин в своей поэме, написанной в форме напутствия старшему брату, который в числе многих отправился на поиски «дороги домой», использует древний мотив:

Путник, ответь, что за пламень терзает твой дух?
Дверь ты увидишь, но фрато нет места за ней.
Зелени трав не коснется копытом
Зверь-Аттарам.
Синего света небес
Не увидят его глаза.

Дружба его не дороже ли зыбкой мечты?
Брат мой, опомнись! Наш дом - этот солнечный мир!

Брат Альго, Гектор Ро-Рин, так и не вернулся из своих странствий, судьба его достоверно неизвестна. Однако на этот счет существует красивая легенда, подхваченная романтически настроенными поэтами эпохи драконоборцев. Якобы однажды на рассвете Альго увидел у порога своего дома седого фрато, покрытого шрамами, и зверь протянул ему гербовую печать Ро-Ринов, что Гектор взял с собой в путешествие. Выполнив свой последний долг, передав семье последнюю весть о погибшем хозяине, фрато упал бездыханным к ногам поэта.
Автор сего очерка не берется судить о правдивости этой легенды, в ее подлинности есть определенные сомнения - судьбы известных людей порой обрастают мифами, сквозь которые почти невозможно разглядеть настоящую историю. Особенно когда речь идет о событиях столь древних. Но и невозможного в ней нет - мы знаем множество свидетельств тому, что фрато способны на удивительные поступки, что ум их немногим уступает нашему, а их моральные качества нередко оказываются выше человеческих.
Еще один мотив, уходящий корнями в далекое прошлое, популярен и по сей день, к нему обращаются поэты и романисты. В общих чертах его можно описать так: благодаря помощи фрато человек избавляется от дурных черт, смиряет в себе темные начала, чтобы быть достойным своего друга. Самый яркий из сюжетов такого рода - предание о том, как кровные враги примирились, когда их фрато выбрали друг друга и образовали пару. Союз двух фрато прочен, его трудно разрушить, и людям пришлось избавиться от сжигающей их злобы, а в будущем вражда превратилась в крепкую дружбу - до конца жизни они путешествовали вместе.
Не менее популярна шуточная поэма про молодого богача, которого строгий старый фрато учит жизни: забирает вино, уводит из плохой компании, наказывает за дурные поступки, и, в конце концов, делает из него достойного человека.

***
Теперь самое время вспомнить о вриме. Этот крупный, опасный зверь предпочитает жить в перелесках, почти не выбираясь на открытое пространство. Вримы очень умны, или, по крайней мере, кажутся таковыми из-за поразительной способности предугадывать действия других существ, в том числе и людей - они читают чужие намерения, как открытую книгу. Но в отличие от фрато, ум вримы - во зло человеку. Лишь только первые караваны потянулись в новые города, купцы и путешественники столкнулись с хитрым, жестоким врагом. Не счесть загубленных вримой людей, даже хорошо обученный отряд нередко теряет бойцов в схватке с ней. Врима нападает дерзко, открыто, наслаждаясь учиненной паникой и страхом жертвы. Из всех животных, что нам известны, этот хищник наиболее жесток от природы, и несомненно способен получать удовольствие от страданий своей добычи. По свидетельствам очевидцев, кому выпала редкая удача наблюдать за жизнью диких врим и уйти невредимым, стая может долго мучить загнанного орогула, ороша либо другое животное, нанося неглубокие раны, пока жертва сама, обессилев, не упадет в траву. Те же вримы, что содержатся в зверинце, озлоблены неволей и при возможности проявляют еще большую жестокость, если какой зверек имеет глупость пробраться в их клетку за остатками пищи. Ученые объясняют этот факт просто - вримы чувствуют эмоции других существ, и убивать способны лишь те из них, кто, по крайней мере, равнодушен к чужой боли, а еще лучше - наслаждается ею.
Одно время этих зверей пытались одомашнить, и по сей день некоторое число их содержится при дворце для защиты императора. Но в целом попытка эта закончилась крахом - хищник-эмпат, идеально понимающий хозяина, вместе с тем оказался слишком непредсказуем, а природная жестокость в любой момент могла взять верх над годами обучения. Меткую характеристику дал в позапрошлом веке капитан имперской стражи, проработавший с этими зверями почти тридцать лет: «Врима - это человек, с которым нельзя договориться».

Врима - зверь пришлый, неродной этому миру. Удивительно то, что это открытие люди сделали едва ли не на заре своей истории в Нимраа, когда любой зверь ли, птица были равно чужды первопоселенцам. Вряд ли обошлось здесь без помощи маров, ведь в то время о порталах и других мирах людям было доподлинно неизвестно. Как бы там ни было, но этот факт отразился в фольклоре. Образ вримы - это образ захватчика, чужака, лихого человека, в то время как ее антагонист - фрато - становится защитником государства и простых людей. Вримами стали называть разбойников, а позже - пиратов-налетчиков из Белого мира, карательные отряды Даххата, князей, развязывающих междоусобные войны. Фрато не вступится - врима не пожалеет: где не было защитника, законного владельца земли, там крестьяне страдали от поборов самозванцев и любителей легкой наживы.
Называют так и человека неоправданно жестокого, безжалостного, с легкостью способного на убийство. Вместе с тем, прозвище это в каком-то смысле нужно заслужить - мелкого мерзавца или труса вримой не назовут, скорее хаккой, степным шакалом (хотя, право же, эти животные ничем не заслужили славу подлецов). Смесь страха, ненависти и уважения - вот ореол, который окружает и самих зверей, и людей, получивших такое прозвище. Оттого, несмотря на негативную окраску, оно редко считается оскорблением, а для воина, яростного в бою, и вовсе может быть почетным, хоть и не без оттенка неодобрения.
В природе врима и фрато - естественные конкуренты, хоть ниши их достаточно разделены. Стремительные фрато охотятся в степях, изредка заходя в перелески, а сравнительно медлительные эмпаты, неспособные долго гнать добычу, предпочитают засаду в зарослях кустарника. И все же на границах этих естественных зон порой разворачиваются настоящие сражения. Этот естественный антагонизм был подхвачен в народных песнях и сказках - фрато в них нередко противостоит темной силе в образе вримы, укравшей солнце. Корни этого мифа очевидны - более всего человек, дневное животное, боится очутиться во тьме вечной ночи; солнце - воплощение всего того, что дорого и важно людям. Выбор зверей, столь ярко противостоящих друг другу, не менее очевиден.
Мотив этот особенно часто встречается в колыбельных песнях.

Отчего чернеет небо?
Отчего темны деревья?
Это врима, злая врима,
Солнце спрятала в лесу.

Врима солнышко украла,
Чтобы детям было страшно,
Чтобы плакали все звери,
И раздолье было тьме.

Спи, малыш, не бойся ночи,
Фрато солнышко отыщет.
Он накажет злую вриму,
Тьму с небес изгонит прочь.

Мотив противостояния фрато и вримы использовал все тот же Альго Ро-Рин, так отвечая на бессчетные стихи о желанном возвращении на Землю:

Когда солнечный свет озарит полночь,
Когда джавака заговорит,
Когда фрато скажет вриме:
"Ты мне сестра" -
Тогда разлюблю эту землю,
Где я родился и рос.

***
Даже теперь, когда человек создал множество видов смертоносного оружия, охота на врим сопряжена с большим риском, и богачи в поисках трофея предпочитают менее опасных зверей. В первые же века люди могли противопоставить хищникам только мечи и стрелы. Воин, способный в одиночку одолеть вриму, мог бы стать героем, полубогом в сознании простых людей, но история знает лишь один достоверный случай такого рода, прочие же заявленные деяния признаны выдумками, либо же совершены несколькими людьми. Об упомянутом случае стоит рассказать отдельно - легендарный воин Тархарэ Рё-К, по свидетельствам отряда наемников-драконоборцев, был найден ими тяжело раненным, рядом с мертвой вримой, убитой одним лишь кинжалом. Вряд ли это преувеличение - современники утверждают, что при нем никогда не видели иного оружия. В период расцвета жанра авантюрных романов этот подвиг приписывали себе многие салонные «герои», и в дальнейшем сюжет прочно закрепился в литературной традиции, пока в конце концов не затерся окончательно, превратившись в банальность, годную лишь для бездарных приключенческих романов, коих сегодня плодится великое множество. О самом же факте, положившем начало этой богатой и долгоживущей традиции, вспоминают неохотно - Тархарэ слыл темным и опасным человеком, современники пишут, что рядом с ним чувствовали себя неуютно, а взгляд его был тяжел, как взгляд вримы. Оттого приписывали ему колдовскую способность превращаться в этого зверя, или что был он выкормлен стаей врим, или что сам был вримой, принявшей человеческий облик.
Такой человек не годился на роль благородного рыцаря, и народ предпочел «правильных», хоть и картонных, героев авантюрных романов.
В реальной жизни с вримами боролись хорошо вооруженные отряды опытных охотников, за убийство зверя, а тем более целой стаи, полагались почет и уважение, нередко - награды от самого императора, если стая терроризировала торговые пути.

И, опять же, мы видим полную противоположность - если убийство вримы было подвигом, слегка померкшим лишь перед славой драконоборцев, то убийство фрато, даже дикого, считалось низменным, грязным поступком, высшей степенью морального разложения, и в народе порицалось сильнее, чем убийство человека. По легенде, богач Тирий из рода Кё-Мачи во время охоты убил дикого фрато и чучело его выставил на площади, в знак презрения к «глупым сентиментальным традициям». Спустя несколько дней в том городе вспыхнула эпидемия, и джаваки растерзали Тирия и его семью. Событие это находит полное подтверждение в исторических хрониках. От легенды здесь - лишь трактовка произошедшего поэтами и летописцами. В то время эпидемии вспыхивали повсеместно, безо всякого мистического подтекста, а лишь по причине плохой гигиены.
И все же трудно переоценить последствия этого события. Убийство фрато не только стало плохим знаком, но совершивший его, хоть и не преследовался по закону, становился изгоем в приличном обществе, презираемым народной молвой. Действенность такой кары была велика - купеческий род Тши-Ри, возвысившийся было в четвертом веке, разорился и пал после того, как Кайко Тши-Ри запятнал себя кровью фрато. Один из величайших магов, Танои Лан-Ра, в приступе гнева убивший своего фрато, раскаивался в этом до конца своих дней, и лишь его самоотверженность во время очередной эпидемии уберегла его и его род от позора. Танои погиб на поле боя, практически в одиночку сдерживая натиск джавак, пока к осажденному городу не пришло подкрепление.
И хотя люди порой убивали фрато по той или иной причине, делалось это в тайне, без свидетелей, как любое постыдное дело, разоблаченного же ждал большой позор.

Знаменитый трагик Эйлин Ака-Ха переработал истории Тирия, Кайко и Танои в цикл из трех трагедий - «Безумцы». Их и по сей день ставят в театрах, и представления проходят с большим успехом.

Много удивительных, но правдивых историй можно рассказать о фрато и о вримах, в каждой деревне внимательный путник услышит не одну сказку и песню о них. Очерк этот не претендует на полную картину, но лишь отмечает самое значимое и заметное. Тема же эта требует не статьи, а книги в сотни страниц, и я лишь надеюсь, что кто-то из моих читателей однажды возьмет на себя труд собрать все множество поучительных историй об этих зверях под одной обложкой.

Пословицы о фрато и вриме:

Место на спине фрато не купишь
Там вриме раздолье, где фрато нет
Фрато не вступится - врима не пожалеет
Врима - это человек, с которым нельзя договориться
Что у фрато в сумке, то и вриме не взять.
Сильна врима, а степи боится.
Врима с фрато равно сильны, да фрато больше чести.
Вриму с фрато примирил (сделал невозможное).




Просмотры: 1523Комментарии: 0
Комментарии: 3
Имя *:
Email *:
Код *:

Дизайн © Евгений Хонтор


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0